Влияние социальных установок
на формирование невротического перфекционизма
у современной женщины
Предлагаю вашему вниманию одну из моих статей, опубликованную в научном журнале http://psykaf417.esrae.ru/18-147

В ней на примерах увидите тенденцию, проявленную и в наши дни
в большей или меньшей степени. Когда я анализировала практические материалы - было сложно поверить, не уже ли и правда так —
да и правда так)
Татьяна Афонькина
Магистр психологии, практикующий гештальт-терапевт
Явление перфекционизма продолжает становится неотъемлемым обязательным элементом современного российского общества.

Социальные институты, такие как семья, школа, средства массовой информации,реклама, призывают человека постоянно что-то совершенствовать,улучшать в своей личности, семье, деятельности быту и т. д. Каждый день на человека воздействуют призывы наподобие « как стать..... лучшим и т. д. при этом подчёркивается важность не останавливаться на достигнутом, а продолжать дальше усовершествоваться. Внедрение и развитие подобной «социальной установки» в сознание индивида выгодна современному обществу, поскольку неудовлетворённость собой,стремление к совершенству побуждает индивида искать способы и средства, с помощью которых он сможет ,наконец, достичь идеала,получить конкурентные преимущества и «завоевать» успех,славу и восхищение,повысить свой статус в обществе. А значит современный рынок предлагаемых продуктов и услуг становится необходимым и постоянно востребованным обретает мотивированного на покупку чего-либо потребителя.

В данной статье мы рассмотрим влияние социальных установок на формирование личностно-ориентированного невротического перфекционизма у современных женщин, поскольку с одной стороны современное общество предписывает женщине «быть хорошей и достойной, на надлежащем уровне» в своих разных социальных ролях: женщине, матери, жене,профессионалу,хозяйки, с другой стороны подобное надлежащее предписание современного общества женщине стремиться к предписанному и созданному самим же обществом идеалу в разных перечисленных выше областях делает женщину основной целевой аудиторией в продажах различных многочисленных товаров и услуг. Достигнуть идеала внешней привлекательности помогут товары и услуги индустрии моды и красоты (фитнес-клубы, магазины одежды, обуви, аксессуаров,косметики,салоны красоты, спа-салоны, диетологические центры и др), многочисленные коуч-программы, тренинги, школы (мам,жён,любовниц, домохозяек),бизнес-тренинги, по типу женщина в бизнесе,женщина-лидер, позволят стать идеальной женой,мамой,профессионалом,хозяйкой, а распределить и выделить на всё это время позволит освоение науки женского тайм-менеджмента.

В качестве материала для примеров социальных установок транслируемых современным обществом использованы СМИ, а именно популярные печатные и сетевые женские журналы,основное целевое назначение которых-оказание помощи женщине и её семье в социальной и бытовой сфере. В выборку вошли одни из самых многочисленных по тиражу изданий разной направленности. Такие как семейно-бытовой направленности: «Домашний очаг», «Лиза»;элитарные Cosmopolitan, Elle;для матерей «Лиза. Мой ребёнок»;журналы о женском здоровье «Красота $ здоровье».

Прежде чем перейти к анализу влияния социальных установок на формирование личностно-ориентированного невротического перфекционизма рассмотрим теоретические аспекты феномена перфекционизма.

На данный момент исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о феноменологии перфекционизма, нет также единого определения данного понятия. (Е.Ф.Талаш).
На данный момент исследователи до сих пор не пришли
к единому мнению о феноменологии перфекционизма,
нет также единого определения данного понятия.
Феномен перфекционизма начал исследоваться в русле клинической психологии и психотерапии. В зарубежной науке данный феномен активно исследовался в 60-70-е гг. XX века,одним из первых определение перфекционизма дал американский клинический психолог М.Н. Холендер. Он определял перфекционизм как «повседневную практику предъявления к себе требований более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют обстоятельства». Затем существенный вклад в анализ феномена перфекционизма внёс американский когнитивный психолог
Д. Бернс. Он установил,что
Перфекционистская личность обладает рядом особенностей в формировании специфических когниций,главными из которых являются оценка себя и других, нереалистичность ожиданий,их чрезмерная завышенность и полярность мышление «либо всё либо ничего»..
В последующих разработках к этим аспектам перфекционизма был добавлен параметр «избирательной концентрации на настоящих и прошлых ошибках». Дальнейшие разработки понятия перфекционизма был инаправлены на выявление структуры перфекционизма в работах П. Хьюита и Г. Флетта, а также выявление двух типов перфекционизма адаптивного и дезадаптивного ( невротического) в работах психолога Дональда Хамачека.

Первый работы,посвящённые понятию перфекционизма в отечественной психологии появились в начале XXI века. Работы Н. Н. Гаранян, А. Б. Холмогоровой и Т. Ю. Юдеевой, внимание данных учёных было направлено на клинические аспекты изучения перфекционизма его связи с депрессивными расстройствами,шизофренией,взаимосвязь с суицидальным поведением личности,нарушениями пищевого поведения. Позднее ряд учёных уделял пристальное внимание изучению взаимосвязи перфекционизма и отдельных личностных характеристик,таких как агрессивность,самооценка,мотивация, самоотношение, Я-концепция, а также причинам возникновения перфекционных тенденций. Ряд учёных подчёркивает влияние социальных факторов,другие акцентируют внимание на семье,как одной из значимых систем формирования личности. На наш взгляд оба фактора и социальный и семейный являются взаимо дополняемыми,конечно, эмоциональное принятие матерью своего ребёнка, близкий телесный контакт на ранних стадиях его развития,безусловная любовь способствуют формированию базы ребёнка для самооценки, самопринятия, самоактуализации его в будущем. Важное значение также имеет личностные характеристики матери,её самооценка,уровень тревожности,тип перфекционизма матери.
При наличии низкой самооценки,повышенном уровни тревожности,наличием дезадаптивного (невротического) перфекционизма у матери во многих случаях является причиной формирования невротического перфекционизма у личности ребёнка.

Основываясь на понятии структуры перфекционизма, личностно-ориентированный перфекционизм матери (завышенные требования к себе, невозможность принять критику и собственные изъяны) может использовать ребёнка как новый шанс, новый способ достигнуть совершенства опосредованно, использую личность своего ребёнка, невелируя все его особенности, не замечая его вообще, а взаимодействую с идеалом ребёнка,который также нереалистичен и имеет мало общего или даже сказать вернее вообще не имеет ничего общего с реальным ребёнком.

Ребёнок в данном случае становится объектом для удовлетворения амбиций его матери,достижения чувство индивидуального превосходства матери по отношению к другим материям. В силу вступает объектно-ориентированный перфекционизм матери как родителю, который проявляется в предъявлении преувеличенных и нереалистичных требованиях к своему ребёнку. Нередко основой для удовлетворения своих перфекционистских требований выступает внешность ребёнка,гораздо чаще его интелллектуальные способности и уровень развития.

Современное общество с одной стороны использует данную потребность матери удовлетворить свои перфекционистские потребности и сделать ребёнка особенным,предлагая ей отдать своего ребёнка в центры,название которых уже несёт в себе коннатацию превосходство и перфекционизма, например, «Академия звёздочек», «Вундер», «Детская академия», «Фабрика будущих отличников», научно-образовательный центр «Отличник», обучающие программы в подобного рода центрах зачастую предлагают услуги изначально накладывающие на ребёнка ряд обязательств, при осваивание которых предполагается,что ребёнок уже достигнет «нереальных» результатов, например, такие программы,как «Суперпамять», «Скорочтение», подготовка к олимпиадам или к примеру программа «Юридическая грамотность» для учащихся 1-7 кл.

Подобного рода программы зачастую противоречат возрастному развитию ребёнка,например,развивающие занятие для детей от 6 месяцев,развитие мышления в группе для детей от 3-ёх лет, изучение английского языка в группе с 1,5 до 3-ёх лет,а с 3-ёх лет предлагается изучение английского,французского,немецкого,испанского с преподавателями-носителя из США и Франции,малышам предоставляется возможность освоить йогу,боевые искусства в группе от 1 (!) года до 7 лет.

Стремление к совершенству и улучшению собственных способностей активно транслируется в информационном пространстве,что поддерживает существование и развитие обучающих всему школ, треннигов, которые научат вас « как сделать ваших детей умнее», « как сделать ребёнка лидером», объяснит кто и почему альфа-лидер в детском коллективе(!),научит вашего ребёнка влиять на других,подскажут «5 шагов к богатству вашего ребёнка». Всего за 10 дней сделают вашего ребёнка финансово граммотным и сформируют у детей уже в 5-6 лет навыки увеличения денег.

В периодических издания мамы могут узнать, как при беременности провести лето на отлично, вырастить чемпиона,а также какая существует взаимосвязь между знаком зодиака и интеллектом и как «восполнить астрологический недостаток».

Таким образом, являясь объектом удовлетворения маминых перфекционистстких ожиданий и требований ребёнок сталкивается зачастую с тем,что не может соответствовать предъявляемых ему различными программами и социальными установками требований или например, в силу своих природных особенностей и талантов не так успешно,как хотелось бы маме или другим близким родственникам осваивает предлагаемые ему эталоны развития и поведения, ребёнок сталкивается с тяжёлой формой фрустрации,формирующих неадекватную самооценку, либо же при успешном освоение заданных эталонов достижение подобного результата закрепляется в сознании ребёнка и становятся частью его личность, подвергая его постоянному напряжению и стремлению соответствовать стандартам идеала при достижение различных целей. Часто из таких детей вырастают «гиперответственные люди»,которые очень удобны не только для родителей, так как такими хорошими мальчиками и девочками можно гордиться, но и для общества, поскольку ими легче манипулировать.

Подобного рода социальные установки вкладывают в сознание матери мысль и о своём изначальном несовершенстве как матери, и о изначальном несовершенстве ребёнка формируют и проверяют поставлена ли перед ней цель достигнуть предлагаемого для неё обществом идеала,достигает ли она его, и сверяет с достигнутыми уже результатами ( добавить примеры этого явления).
Самыми многочисленные установки по тому,каким должен быть женский идеал можно наблюдать в женских журналах и порталах в разделах красота,слово идеал одно из самых встречаемых в заголовках данных периодических изданиях.
Например,почти в каждом номере можно встретить советы по тому как сделать что-то идеальным, например «Найди свой идеальный аромат», «идеальные ноги:10 полезных советов», «10 секретов,которые помогут тебе добиться идеальных бровей», «накладные ресницы:мы всю жизнь всё делали неправильно». Вообще, в современном обществе можно наблюдать культ красивого,идеального женского тела, идеала, созданного по шаблону средств массовой информации и индустрии моды и красоты,который с одной стороны недостижим для большинства женщин в силу их здоровой физиологии, с другой стороны созданный и привитый социумом идеал стирает женскую особенность и индивидуальность,нивелирует природную красоту и привлекательность женского тела. Следующим разделом,который обязательно поможет женщины исправить и откроет глаза, на её несовершенство,если вдруг она это ещё не поняла, можно считать разделы здоровья, например «плоский живот за 7 дней», «на 5 лет моложе», « как научиться управлять болью», «элексир вечной молодости» и др. И конечно же женские журналы подскажут женщине « 10 вещей,которые делает успешная женщина каждый день», «как стать богатым и знаменитым», «как повысить успеваемость», «лучшими не рождаются, лучшими становятся ( эксклюзивный тренинг», «учимся жить здесь и сейчас».

Подобного рода заголовки формируют программу постоянного достижения,совершенствования,исправления недостатков, а также формулирует ряд иллюзий, на превосходство над природой человека,настраивают на борьбу, победить боль,возрастные изменения организма, ускорить -замедлить развитие организма, ему физическую структуру,что по своей сути наносит существенный вред здоровья, не говоря уже не только недовольство собой и близким окружением,но и тенденций к отчанию, обесцениваю собственной индивидуальности, развитию депрессивных тенденций, удар по физических и энергетическим ресурсам организма,которые приводятв развитию не только стресса, но ряда психосоматических заболеваний,таких как ( дописать) порождают тенденцию не к сотрудничеству на равных. А либо конкурентное поведение с целью быстрее достичь идеала.
Безусловно данная ситуация выгодна обществу потребления.
поскольку женщина — перфекционистка,стремящая достичь идеала,следит на диетах, не пропускает занятий в фитнес-клубах,проходит многочисленные процедуры в салонах красоты,посещает многочисленные тренинги по самоусовершенствования в профессиональной и личностной сфере, а также покупает многочисленные журналы и справочники, которые обязательно готовы рассказать, как добиться того или иного идеального,как результат она устаёт и истощается,после чего изучает многочисленную литературу по тому как расслабиться,обрести гармонию с собой,посещает spa- салоны, различные релаксирующие процедуры,пытается предотвратить развитие имеющихся у неё заболеваний и все эти действия она часто осуществляет не только по отношению к себе, но и к своему близкому окружению,охваченная стремлением улучшить и преблизитьк идеалу не только себя, но и всех вокруг,обеспечивая стабильную прибыль значительной часть различных областей индустрии товаров и услуг.
Список использованной литературы

1.Жербун Я.О. «Социальные установки как фактор формирования Я-образа студента-перфекционизма// Вестник Бурятского университета 2009 №5 с.20-24
2.Кашина О.П. «Проблема перфекционизма и нарциссизма в современном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского Серия Социальные науки 2010 №2 с.41-46
3.Парамонова В.В. Феномен телесного перфекционизма как социально-культурная паталогия//Культурно-историческая психология 2009 № 3 с.34-41
4.Новгородова Е. Ф. Взаимосвязь проявлений перфекционизма и самоотношения личности Комсомольск-на-Амуре 2014
5.Воликова С.В.,Холмогорова А.Б.,Галкина А.М. Родительский перфекционизм-фактор развития эмоциональных нарушений у детей,обучающихся по усложнённым программам//Вопросы психологии 2006 №5 с.23-32
6. Смеюха В. В. Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве (на материале отечественных женских журналов). Автореф. дис. … доктора филол. наук. Краснодар, 2012. 43 с.
7. Смеюха В. В. Женские сетевые журналы: теоретико-типологическая характеристика // Вестник Адыгейского государственного университета 2011. №4. С. 95-101. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=17340800
8. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние пробле- мы// Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157–166.
9. Талаш Е.Ф. «Отражение перфекционизма в российских научных публикациях» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2012, Вып.11 с.79-87
10. Журнал «Лиза. Мой ребёнок» сентябрь 2015
11. Журнал «Лиза. Мой ребёнок» июнь 2014
12. Журнал «Лиза. Мой ребёнок» июль 2014
13. Журнал «Лиза» № 15 апрель 2016
14. Журнал "Cosmopolitan" электронная версия журнала http://www.cosmo.ru/beauty/ дата обращение 07.05.2016
15. Сайт для нижегородских родителей http://nnmama.ru/guide/centers дата обращение 07.05.2016
16. Портал для родителей http://vospitaj.com
17. Портал для родителей http://club-problem.net

*Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Made on
Tilda